Символика воли. Нервный воздух. Азбука абсурда...

/ Культура / Роза Ревина

Виктор Николаев сотрудничал с газетой «Грань» с момента её основания. Будучи самым молодым в коллективе, он с энтузиазмом взял на себя молодежную рубрику «Рок-меломан» и всегда помогал решать не только творческие, но и хозяйственные проблемы.

Особенно запомнились трудности с доставкой тиража: два старых «Запорожца» постоянно ломались. Часто газету приходилось перевозить на электричке. Команда из трёх человек, включая Виктора, оперативно загружала и выгружала пачки газет на станциях Голутвин и Фабричная.

Ни­ко­ла­ев Вик­тор Вик­то­ро­вич ро­дил­ся Жиз­дре (Ка­луж­ская об­ла.), жи­вёт в Мы­ти­щах (Мос­ков­ская об­л.). Член Московского Союза литераторов, Союза журналистов России и Международного Союза писателей.

Ав­тор несколь­ких по­эти­че­ских сбор­ни­ков: «Нерв­ный Воз­дух» (1997), «СТО СЛОВ пу­СТОС­ЛО­Вия» (1998), «Аз­бу­ка Аб­сур­да» (2000), «Сим­ВО­ЛИ­ка ВО­ЛИ» (2003), «ИЛИ» (2017). В 1994 го­ду за­пи­сал и вы­пу­стил свой ау­дио­аль­бом, пес­ни из ко­то­ро­го зву­ча­ли в 1995 го­ду на ра­ди­ос­тан­ци­ях «Эхо Мос­квы» (Мос­ква) и «Ра­дио-­1. Пет­рог­рад» (Санкт-­Пе­тер­бург). Лауреат и победитель престижных литературных премий, включая «Золотое Перо Руси», «Золотую строфу» и премию им. М.Ю. Лермонтова.

Ре­цен­зии и пуб­ли­ка­ции сти­хот­во­ре­ний по­яв­ля­лись в из­да­ни­ях «Ли­те­ра­тур­ная га­зе­та», «Ли­те­ра­тур­ная Рос­сия», «Ли­те­ра­тур­ные из­ве­стия», «Неза­ви­си­мая га­зе­та», «По­этог­рад», «Рос­сий­ский Ко­ло­кол», ин­тер­нет-­пор­та­лах «Чи­таль­ный зал», «Суб­куль­ту­ра» и дру­гих. Ан­но­та­ция к творяеству: «Его сти­хи, ве­ро­ят­но, мож­но срав­нить с за­мыс­ло­ва­той кон­струк­ци­ей, ко­то­рую по­эт воз­во­дит, слов­но иг­рая сло­ва­ми и при­кры­вая та­кой иг­рой, неожи­дан­ны­ми ме­та­фо­ра­ми и умест­ным про­сто­ре­чи­ем за­клю­чён­ный в них глу­бо­кий смысл».

Приводим в «Грани» небольшую подборку стихов Виктора Николаева.

Нервоздух
Нервный воздух...
Волны истин
всколыхнулись.
Песен листья
распустились.
Пожелтели.
Улетели.
Прав был мистик,
говоривший
о разлуке
с чёрным солнцем
вечной муки.
Без начала
боль кричала,
в белом солнце
мыла руки.
В бликах молний
нет начала,
для зрачков
пространства мало.
Осень тела
снова смело,
вынув жало,
умирала...
Промахнулась
солью в чёрта,
придушив
любви аорту.
Слишком поздно
стелет розы
весть-весна
гнилого сорта.
Для души –
свой символ веры.
Меч для тела...
Кто же первый
вскроет знамя,
вздёрнет пламя,
выбьет мозг
и выпьет нервы?
Похмелить
луну кострами,
забросать
рассвет словами –
всё, что можем
в бездорожье
голосами
да слезами.
На углях
пекутся чувства...
Их съедят –
и станет пусто...
Новый месяц
старых песен.
Просто нервно.
Просто грустно.
Введение в пчеловековедение
От­дашь ли дань га­да­нию
ро­ма­ном с хи­ро­ман­та­ми,
най­дёшь ли с гу­ма­ни­ста­ми
ма­ниа­каль­но
и­сти­ну,
ла­ба­ешь ли за дол­ла­ры
с хмель­ны­ми му­зы­кан­та­ми,—
твой слух лас­ка­ет клас­си­ка —
бо­же­ствен­но един­ствен­на.
Ввин­ти­лось квин­тэс­сен­ци­ей
эс­се
в твои ро­ма­ны…
Пой­ми, что всё да­лё­кое —
необы­чай­но близ­ко.
Дой­дёшь
от ли­ка кар­ли­ка
до ли­ка ве­ли­ка­на,
от си­лы ва­силь­ка —
до си­лы ва­си­лис­ка.
Твоё се­ло — Все­лен­ная,
твой дом — твоя Га­лак­ти­ка.
На пер­вый взгляд раз­лич­ное —
здесь всё име­ет сход­ство.
От жар­кой Со­лнце­аф­ри­ки
до сту­жи Лу­нан­тарк­ти­ки.
От пче­ло­ве­ко­ве­де­ния
до че­ло­ве­ко­вод­ства.

Совестилизация
Совре­мен­ной со­ве­сти стиль —
в кар­на­ва­ле ва­лют­ном про­мчать­ся
и обы­ден­ных рож уро­жай
вы­да­вать за ца­рей и при­нцесс.
На ли­цо ли­цен­зию-­ценз
я офор­млю, чтоб здесь от­ли­чать­ся,-
со­вре­мен­ной со­ве­сти стиль
сти­му­ли­ру­ет этот про­цесс.

Со­вре­мен­ной со­ве­сти стиль-
это яд кле­ве­ты в кап­лях ис­тин.
Для про­ро­ков здесь ро­кот ро­кад,
ад­ских рок-­ли­хо­ра­док хо­ры…
Это бы­ло во все вре­ме­на,
но се­го­дня ко­вар­нее мыс­ли
и точ­нее уда­ры, что вдруг
вы­бьют твой мир из иг­ры.

Со­вре­мен­ной со­ве­сти стиль –
бла­го­дар­ным быть вла­сти за лас­ку:
все в сло­вах ин­тер­вью
вьют уют как ос­но­ву ос­нов.
Вновь кол­дун ду­нул пеп­лом в гла­за –
и пре­крас­ную доб­рую сказ­ку
пре­вра­тил про­сто в пыль­ную быль
под су­рдин­ку аб­сур­дне­й­ших слов.

Со­вре­мен­ной со­ве­сти стиль –
вол­ки в ро­ли ли­хих вол­ко­да­вов,
толь­ко вот неза­да­ча:
кос­тю­мы – не луч­ший по­шив.
Со­вре­мен­ной со­ве­сти стиль –
ро­лик: кро­ли­ки в ро­ли уда­вов.
Он, ко­неч­но, за­ба­вен,
но все-­та­ки жут­ко фаль­шив.

Со­вре­мен­ной со­ве­сти стиль –
это, ви­ди­мо, лишь ан­ти­те­за
для га­лант­ных га­лак­тик в тех ду­шах,
ко­то­рые веч­ность спа­сет.
Я ос­та­нусь, прой­дя весь свой путь
По тро­пин­кам антро­по­ге­не­за,
Яс­но­ви­дя­щим снов-­но­во­стей,
Что рас­све­тер с со­бой при­не­сет.

Две правды
Есть веч­ная пра­вда...
Есть пра­вда мо­мен­та
ко­то­рая ча­сто гра­ни­чит с ошиб­кой.
Здесь все
в веч­ной ста­дии экс­пе­ри­мен­та -
в нем каж­дая ис­ти­на ка­жет­ся зы­бкой.

И с пра­вдой мо­мен­та
ча­стень­ко по­лег­че -
она очень ча­сто гра­ни­чит с ту­ма­ном.
А веч­ная пра­вда так да­вит на пле­чи,
что хо­чет­ся скрыть­ся за са­мо­об­ма­ном,
за са­моа­на­ли­зом,
са­мо­тер­за­ньем,
за са­мо­ус­тро­й­ством об­ще­ствен­ных мне­ний.
Нас пра­вда мо­мен­та
ода­рит при­за­ми,
но вот пе­ред веч­ной - мы все на ко­ле­нях.

А мо­жет, пла­не­та -
лишь пра­вда мо­мен­та?
Она та­ко­ва - так что ду­шу не му­чай.
Плод од­но­мо­мент­но­го
экс­пе­ри­мен­та:
жи­ви, че­ло­век, и - хва­тай луч­ший слу­чай.

Да есть ли она -
пра­вда веч­ная эта?
А мо­жет, она - то­же пра­вда мо­мен­та?
Га­дай- не га­дай -
не по­лу­чишь от­ве­та
от ру­ко­во­ди­те­лей экс­пе­ри­мен­та.

Есть те, кто за­ку­тав­шись
в пра­вду мо­мен­та,
и в по­ис­ках ис­тин­ной пра­вды ело­зит.

Вот толь­ко в ус­ло­ви­ях
экс­пе­ри­мен­та
не ска­за­но, что это поль­зу при­но­сит.

О солнечном зайчике
Верблюд пролезает в игольное ушко,
как все бизнесмены в бессмертье.
Мир компромиссов опять обернулся
бессмыслицей и круговертью.
А солнечный зайчик в зеркало плюнул,
как буддист, устремившись в нирвану -
зеркало ахнуло и раскололось,
нанося суевериям рану.
Колеса истории смазаны совестью
сверхгордых и сверходержимых.
Вот синие ленточки, алые розочки -
что здесь правдиво, что лживо?
И душу терзают набрякшие страхи
своих и чужих воплощений,
но мудрые позы таинственных сфинксов
таят чистоту ощущений.
А мухи присвоили право кусать
мумии фараонов,
да пауки норовят расставлять
сеть для стоглавых драконов.
Отнюдь не беда, что все мумии спят,
не ведая боли и страха,
и сеть пауков драконы спалят -
ведь есть ощущенье размаха.
Улыбка старейших древнего рода -
знак перемены погоды,
но стаи голодных и злобных волков
обычно дежурят у брода.
И как не попасть в их разинутый зев,
коль скопом брести кривобоко?
Да рядом здесь можно попробовать вплавь,
но боязно и одиноко.
Ночь обнажает назойливость чувств
в слабости сонного тела.
День расставляет тела по местам:
гляди - снова жизнь закипела!
Крик новорожденных тел - только звук
извечной и точной системы.
Мир, выплывая из стен, уплывает
в такие же вечные стены.
Душа наступившей счастливой весны
стучится в бред подсознанья.
Мы вроде сегодня должны распознать
проект этажей мирозданья.
Но как же увидеть в осколках бутылок
и в пьяной печали стаканов
тот солнечный зайчик, что в зеркало плюнул,
буддистом, рванувшим в нирвану?

Автор: Роза Ревина
Возраст: 12+

Всего Комментариев - 0

Для комментирования статьи необходимо авторизоваться на сайте.